Казачья справа

Posted on by

Казачья папаха

     Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.
     Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок.
     Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.
     Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.
     Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
     Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.
     Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
     Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным».
     В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.
     Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны».
     Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».
     В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.
     За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

 Нагайка

     Нагайка — это твердая мощная плетка, которой можно управлять лошадью, либо применять в бою.
     Раньше они делались из кожи крупного рогатого скота, причем кожа все время должна была быть влажной. Начинали процесс изготовления с рукояти, вставляли в неё волос или палку, которые оплетали кожаными ремешками.
     Слово нагайка появилось на основе древнеарийского слова из санскрита: «нага» на арийском означало «змея». Нагайки плетут из тонкой кожи, в обычном состоянии она действительно имеет схожесть со змеей, свернутой в кольцо, а в боевом может смертельно ужалить.
     Более логично выглядит другая, довольно прозаичная, «российская» версия происхождения названия «нагайка» – это всего лишь видоизмененное слово, произошедшее от наименования северокавказской народности, ногайцев.
     О происхождении этого оружия до сих пор спорят историки. Известно одно: оно очень древнее, возможно одно из первых. Сегодня нагайка тесно связана с историей российских казаков. Нагайка – это не только обязательный атрибут казачества, средство для защиты в бою и управлению конем, но и особый символ чести и мужества. Если нагайку преподносили в качестве подарка, это показывало особое отношение дарящего, проявление высочайшего уважения.
     Нагайка считается не только красивым атрибутом, надежным оружием для самообороны, но и показателем вашей мужской состоятельности и значимости. Казаки верили, что владелец нагайки обладал особой силой.
     Будет ли это орудие предметом жестокости и издевательств над более слабым или наоборот, предметом гордости, чести и достоинства, зависит только от ее владельца. Хозяину нагайки необходимо помнить о славной истории казачества, и тогда она будет находиться в надежных руках.

Шашка


     Первые образцы оружия, напоминающего по конструкции шашку, датируются XII-XIII веками, однако само слово «шашка» и её письменное описание встречаются лишь в 1625 году.
     Родиной шашки неоспоримо является Кавказ. Она появилась в народе адыгов (черкесов), и со временем была перенята кубанскими казаками, откуда продолжила свое шествие. Какое-то время шашка оставалась характерным оружием казачьих частей, но постепенно теснила саблю как основное кавалерийское оружие Российской армии. В XIX веке шашка была принята на вооружение уже как уставное оружие во всех кавалерийских частях за исключением лишь гусарских полков (они продолжали использовать традиционные для гусар сабли). К тому же, шашка стала уставным оружием жандармерии и полиции, и офицерского состава всех родов войск.
     Так простота и удобство шашки проложили ей дорогу сквозь долгие века. Она стала последним длинноклинковым оружием массового применения в военной истории.
     В 1968 году шашка была избрана в качестве почетного наградного и парадного оружия.

 

Поделиться